Варны. От Стадности к Самости

В статье Эволюция Человека мы отметили, что у животных одна бессмертная душа на весь вид. У высших животных может быть одна общая на популяцию, а у особо продвинутых домашних животных (собак, кошек, попугаев…) может присутствовать в каком-то виде уже персональная бессмертная душа.

Чем выше уровень развития живого Вида, чем выше уровень коммуникации между особями, чем сложнее и длительнее процесс воспитания особями-родителями нового поколения, тем более возрастает «отделённость» особи от Вида, появляется самость, свобода выбора, свой личный характер, своя собственность, свой опыт. Происходит наращивание собственной бессмертной души. Так появляются ду́ши, которые способны воплотиться в Человека или (шире) в разумное существо.

Итак, человеческая полоса эволюции начинается с появлением отдельной Души. Но в начале пути по этой полосе Душа еще очень социальна, еще очень зависима от общества, ей очень неуютно самой, очень страшно одной в этом непонятном и «враждебном» мире, она не знает чем себя занять, что делать, ей постоянно скучно. Т.е. она отдельна, но не самодостаточна. Дальнейшая эволюция человека и заключается в постепенном самоопределении Души. Только полностью отделённая и самодостаточная Душа может выйти за пределы человеческой полосы и стать полноценной осознающей Сущностью многомерного мира.

Кандидаты
Постоянная потребность в общении – бригада, команда, банда, тусовка, вечеринка, дискотека, «посиди со мной», «заночуй у меня». Боязнь одиночества, скука. Хорошее самочувствие только в группе, только в коллективе. Одиночная камера для таких – худшее из наказаний.
Характерна очень сильная зависимость от общественного мнения, от того, «что скажут люди». При этом иногда доходит до парадоксального. Суждения и советы «дальних» воспринимаются как истина в высшей инстанции, а мнение родных и близких отбрасывается как мусор.
Бессмысленно обвинять Кандидатов в стадности. Это естественно, природно. Все это проходят.

Хозяева
Посмотрите типичный американский фильм. Как размещают простых офисных работников, а как – их непосредственного начальника – Хозяина.
Офисные работники напичканы в огромном зале около 500 кв.м., разделённом на рабочие места невысокими пластиковыми перегородками. И в «красном» углу этого помещения стеклом отгорожен небольшой кабинетик шефа. Шеф, как истинный Хозяин, должен контролировать всё: кто когда пришел, кто куда ушёл, кто что делает, кто с кем дружит/спит и наоборот, кто как работает, кто сколько курит, кто сколько пьёт казённого чая или кофе и т.д. и т.п. Это мечта Хозяев, это их идеал! Жизнь удалась! В стаде они стали вожаками.
Зачем хозяева время от времени собирают своих знакомых, угощают их, поят, кормят? Им не столько нужно общение, сколько хочется похвастаться своими достижениями в области материального потребления. И если раньше это были ковры и хрусталь, то сейчас перечень стал значительно шире, но суть не изменилась. В компании они постоянно рассказывают о себе, а если им этого не дают (такие же как они), то меняют собеседника. В общении они ищут прежде всего подтверждения смысла своей жизни, как они его понимают.
Хозяева внутренне очень ценят свой варновый статус и стремятся его подчеркнуть каждой деталью своей одежды, жилища, поведения, каждой мелочью. Среди них считается, что одеваться нужно так-то, жить так-то, развлекаться так-то. Это рождает некую моду, которую часто высмеивают как мещанство, кич и т.п. Моду, имеющую не эстетическое, а статусное значение. Вспомним цветовую дифференциацию штанов. И если Кандидаты зависимы непосредственно от общественного мнения, то у Хозяев социальная зависимость связана прежде всего с поддержанием статусности.
Хозяев интересно критиковать, но не забываем, что на них держится экономика, а наличие мощного слоя среднего класса Хозяев – обязательное условие существования благополучного общества.

Первое Лицо.
В классике всегда имеет большой отдельный, тщательно шумоизолированный кабинет со спокойным видом из окна. В этот кабинет он лишь иногда приглашает членов своей команды для лаконичных бесед. И если даже такой (обычно пустующий) кабинет покажется слишком «людным», то к нему обычно примыкает комната отдыха, куда вообще никто никогда не заходит. И так практически у всех Первых Лиц. Случайно? Нет. Это отражение закономерности. Общение у первых лиц, как правило, происходит с семьёй и немногочисленными соратниками и друзьями детства. А работают они не с людьми, а больше с правилами и законами. А для принятия решений им нужна только информация, но не советы и мнения других лиц. Это даже не пастухи стада, а те кто наладили свободный выпас – построили систему разрешений и ограждений.

Форрест ГампСвободные.
Они много от чего свободные. В том числе и от необходимости человеческого общения. Вспомним Форреста Гампа. Когда за ним побежала куча народу, а он внезапно остановился и пошёл своей дорогой. Или Чапаева в повести Пелевина «Чапаев и Пустота». Сначала комдив произносит вдохновенную речь перед призывниками-ткачами, призывая их на войну, а потом берёт и просто отцепляет их от своего поезда.
На практике же Свободные могут вести себя как угодно. На то они и свободные. Многие из них могут быть известны как очень весёлые и общительные люди. Тут речь не в способности «делать», а в способности «не делать».
Пифагор принимал в свою Академию только тех, кто добровольно принимал обет молчания и в течение года не произносил не слова. Теперь понятно почему. Это был простейший экзамен на эволюционный уровень.
Еще один пример. Свободные на последних стадиях своего человеческого пути во все времена любили уединение. Скиты, пещеры, необитаемые острова, кельи… Привыкали потихоньку к настоящей отделённой жизни, к самости. Но не только.
В Таиланде, например, буддистские монахи делятся на три иерархические категории. Первая – это монахи «срочной службы». У них там каждый молодой человек должен побыть монахом некоторое время. На них вся рутинная работа в монастырях. Второй уровень – это «монахи-офицеры». Они с молодых лет решили всю жизнь посвятить монашеству, их учат, а со временем они выполняют роль жречества для народа: правят обряды, наставляют, консультируют, лечат и т.п. И третья категория – «генералы» (воинские аналогии придуманы мной). Таким может стать «офицер», который хотя бы один год пожил отшельником в пещере. Верующим это объясняется «очень умными и духовными» причинами, но мы то понимаем, что это тест на высокий варновый уровень. Именно эти монахи (нет не руководят, нет не правят) задают духовный импульс всему обществу, слово такого монаха равносильно закону.
А что позволяет стать самим собой? Победа над ЧСВ!
А что не даёт скучать и печалиться в одиночестве? Любовь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *